Мультипликатор в инвестициях: понятие инструмента, виды, как применять на практике

Мультипликатор

Чтобы зарабатывать на вложениях в ценные бумаги компаний, необходимо понимать финансовое состояние компании, перспективы ее развития. Для принятия инвестиционных решений используют фундаментальный и технический анализы. Проведение фундаментального анализа предполагает рассмотрение отрасли, где работает предприятие, тенденций экономики страны и т.д. Используются макроэкономические показатели. Технический анализ изучает саму компанию: ее стратегию, динамику финансовых показателей, последние новости о деятельности. Для сравнения предприятий между собой используются мультипликаторы.

Что такое мультипликатор и для чего нужен инвестору

Принимая решения, куда вложить средства, инвестор сравнивает показатели компаний. Крупные компании, на первый взгляд, кажутся более привлекательными. Например, большая торговая сеть с миллиардной выручкой кажется стабильной, устойчивой и привлекательной, чем один небольшой магазин. Однако, изучив бизнес более тщательно, можно прийти к противоположному выводу. Чтобы не тратить время на длительный анализ финансовых, маркетинговых и других показателей можно использовать коэффициенты.

Мультипликатор – это показатель, который позволяет оценить компанию через прибыль, сумму долгов, рентабельность. Используя такой показатель можно определить, насколько справедлив курс акций или других ценных бумаг компании.

Понять, что такое мультипликатор, проще всего на примере. Стоимость крупного холдинга составляет 200 млрд руб., ежегодная прибыль – 1 млрд руб. Если рассчитать мультипликатор стоимости к прибыли (разделить стоимость компании на ежегодную прибыль), то он будет равен 500. Это означает, что покупка всего холдинга окупится только через 200 лет.

Капитализация небольшой фирмы составляет 5 млрд руб., ежегодная прибыль – аналогичная, 1 млрд руб. Мультипликатор в таком случае равен 5, то есть инвестиции окупятся в течение 10 лет. Логично, что акции маленькой компании выгоднее покупать, чем большой.

Эффект мультипликации в инвестициях базируется на использовании стоимостного подхода при принятии инвестиционных решений. Разумный инвестор предпочитает покупать недооцененные активы, поскольку они имеют потенциал роста. Курс бумаг переоцененных компаний (с высоким мультипликатором) будет с высокой вероятностью падать. Вместе с тем, не все инвесторы – разумные. Многие принимают решения интуитивно. Кроме того, на стоимость компаний часто оказывают влияние спекулятивные факторы и производные финансовые инструменты.

Виды мультипликаторов и формулы расчетов

Слово имеет несколько значений в зависимости от сферы использования:

  • Устройство для подачи воды под высоким давлением в гидравлическое оборудование (механика и гидравлика).
  • Элемент для увеличения показателей технического процесса (вращение, работа маятника и т.д.). Данное определение используется в физике, механике, технике и математике.
  • Специалист по производству мультфильмов. Общее понятие, объединяющее режиссеров, монтажеров, художников, постановщиков и других специалистов, задействованных в изготовлении детских и взрослых рисованных фильмов.
  • Показатель, позволяющий сравнить несколько компаний. Применяется в инвестиционной сфере.
  • Инструмент увеличения денежной массы в экономике (денежно-кредитная политика).
Инвестиционные мультипликаторы бывают стоимостные, долговые и показатели сравнения рентабельности. При выборе объекта для инвестиций рекомендуется использовать несколько показателей. Единого мультипликатора, который бы давал точный ответ, акции каких предприятий будут расти, а каких падать – не существует. Лучшие значения по одному показателю не дают гарантии, что по остальным они не будут хуже. Поэтому правильнее использовать комплексный подход, учитывая все грани бизнеса компании.

В банках, страховых компаниях и других финансовых организациях нет понятия выручки и EBITDA. Для сравнения приходится применять показатели собственного капитала, чистой прибыли, общей рентабельности и т.д. Поэтому при применении мультипликаторов необходимо учитывать специфику деятельности компании, отрасль, где она задействована и т.д. Для этого желательно пройти специальное обучение, изучить основы технического анализа и приятия инвестиционных решений.

Стоимостные

Самый простой показатель – соотношение капитализации к балансовой стоимости. При прочих равных условиях, чем меньше значение данного мультипликатора, тем больший потенциал рост имеют ценные бумаги компании.

Экономический смысл показателя – стоимость балансовых активов на рынке. Наиболее эффективен мультипликатор для компаний со значительным объемом недвижимости, оборудования и т.д. В этом же кроется и недостаток – его сложно применять в том случае, если основной актив предприятия – люди и знания (IT и высокотехнологичные предприятия, например).

Кроме того, соотношение капитализации с балансовой стоимость активов может быть очень привлекательным у убыточных организаций. Однако инвестирование в них очень рискованное.

Самый популярный мультипликатор – отношение капитализации к прибыли. Показывает, за какой период окупятся вложения в предприятие. Расчет рекомендуется производить на дату формирования отчетности: чистую прибыль можно взять на последнюю дату квартала или года, и на такую же дату рассчитать капитализацию компании.

Показатель часто используют для сравнения эмитентов. На его основании можно увидеть разницу между стоимостью одной компании и другой при сравнимой прибыли. Это дает возможность подумать, почему такая ситуация сложилась. Для приобретения в таком случае рекомендуется выбирать ту, у которой капитализация ниже.

Недостаток такого мультипликатора – неоднозначная методика расчета чистой прибыли. В мире случаются периодически инвестиционные скандалы, связанные с целенаправленным искажением отчетности для увеличения курса ценных бумаг.

Если прибыль можно рассчитать так, как удобно компании, то с выручкой это сделать сложнее. Чтобы устранить проблему мультипликатора соотношения капитализации и прибыли, используют отношение капитализации к выручке. Недостатком данного показателя является отсутствие анализа эффективности деятельности, поскольку коэффициент может иметь одинаковое значение и у прибыльной, и у убыточной компании.

Долговые

Самый распространенный мультипликатор в этой классификации – соотношение долга и прибыли до уплаты процентов, налогов, дивидендов и амортизации. EBITDA – это, по сути, средства, остающиеся в распоряжении предприятия. Экономический смысл – период, который необходим компании для погашения всех обязательств.

Оценить рентабельность и долги позволяет показатель соотношения справедливой стоимости предприятия (EV) и EBITDA. Показатель демонстрирует, что компания может зарабатывать достаточный денежный поток, чтобы защищать интересы не только акционеров, но и кредиторов.

В частности, в EBITDA учтены интересы не только акционеров, но и кредиторов (например, тех, у кого есть облигации в собственности или банки). EV – это сумма капитализации и долгосрочного долга. Таким образом, мультипликатор оценивает не только эффективность бизнеса, но и уровень защиты требований кредиторов.

Мультипликаторы рентабельности

Инвесторами обычно рассчитывается показатель рентабельности собственного капитала (ROE) – это отношение чистой прибыли к собственным средствам фирмы. Чем выше значение коэффициента, тем лучше для акционеров и инвесторов (собственные средства компании работают эффективно).

Минус мультипликатора в возможности его искусственного завышения с помощью заемного капитала, что формирует дополнительные риски. Также высокий уровень ROE можно обеспечить за счет минимизации собственного капитала. Это снижает финансовую устойчивость компании. Также рекомендуется обращать на структуру собственных средств. Желательно, чтобы основную долю в них занимала накопленная нераспределенная прибыль.

Таким образом, к данному показателю рекомендуется относиться очень внимательно, анализировать не только сам мультипликатор, но его составляющие, особенно структуру и величину собственных средств.

Как пользоваться мультипликаторами на практике

Пользоваться мультипликатором для принятия инвестиционных решений нужно осторожно. Первое правило – оценка предприятий одинаковых отраслей. Например, сравнивать акции компании «Роснефть» с бумагами «Яндекс» не стоит. Бизнес существенно отличается. Идеальной стратегией для инвестора будет выявление недооцененных компаний в разных отраслях и формирование портфеля. Это позволит получить максимальную доходность.

Показатели рекомендуется использовать в комплексе. Стоимостные показатели не учитывают специфику бизнеса. Долговые ориентируются на EBITDA. Мультипликаторами рентабельности можно манипулировать за счет заемных средств и их эквивалентов.

Показатели рекомендуется использовать в комплексе. Стоимостные показатели не учитывают специфику бизнеса. Долговые ориентируются на EBITDA. Мультипликаторами рентабельности можно манипулировать за счет заемных средств и их эквивалентов.

Заключение

Итак, мультипликаторы нужны для сравнения нескольких компаний. Это показатели, которые позволяют понять, недооценена или переоценена фирма. При принятии инвестиционных решений лучше выбирать недооцененные активы, чтобы получить большую доходность. Инвестору рекомендуется использовать всю совокупность показателей и рассматривать предприятия из одной отрасли, чтобы избежать дополнительных рисков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: