Аллокация простыми словами: определение и примеры

Аллокация

Специалисты с большим опытом торговли на рынке облигаций и ценных бумаг хорошо знакомы с таким понятием, как «Аллокация». Для тех, кто только начал постигать такую отрасль как торговля ценными бумагами, это слово является незнакомым и непонятным, и это может очень плохо закончиться для них, ведь незнание такого понятия может привести к тому, что можно потерять процент дохода от инвестиций капитала в ценные бумаги. В этой статье будет разобрано, что такое аллокации, в каких случаях и когда они используются, и каким образом они влияют на финальный итог инвестирования.

Понятие и виды

У понятия «аллокация» очень много значений, ведь оно применяется во всех сферах экономической отрасли. В этой статье больше всего будет затронута сфера инвестиций, именно эту область экономической отрасли мы будем рассматривать в этой статье.

Аллокация что это простыми словами

Если попытаться объяснить понятие аллокации простыми словами, то определение термина будет таким звучать так «Это разделение некоторых невосполняемых ресурсов таким путем, чтобы система могла продуктивно функционировать, а намеченные задачи были достигнуты».

Понятие аллокация произошло от английского allocation, что в переводе означает распределение. Английский вариант также иногда применяется в качестве замены русскому аналогу. Например, аллокация активов, то есть распределение этих активов, например в инвестиционном  портфеле инвестора.

Если понятие употребляется в рамках руководства какой-либо организацией, то под ним понимается распланирование работы и того количества ресурсов, которое необходимо для выполнения этой работы. Также при этом предусматривается нехватка нужных ресурсов и времени, в том количестве, в котором оно нужно для  выполнения намеченного плана работ.

В экономике любой страны грамотное разделение материалов обладает очень большим значением. Способность выполнять это как можно меньшими тратами и с как можно большей эффективностью положительно влияет на развитие экономической отрасли в стране улучшение жизни населения.

В данной в этой статье инвестиционной деятельности под понятием аллокации подразумевается та доля принятых заявок на покупку активов во время их начального  размещения на фондовом рынке (IPO).

Размер этой доли крайне важен для инвестора, ведь от объема приобретенных активов зависит доход от сделки.

Аллокация в экономике

В экономике существует несколько подтипов. Рассмотрим их.

  • Рыночная экономика. Это когда ресурсы распределяются по рынку на рыночных условиях.

В этом виде экономики основными активами являются спрос, предложение и конкуренция. Аллокация активов происходит на основании ценовых изменений.

То есть, если стоимость какого-либо товара или материала повышается, то это значит, что этот товар пользуется спросом. Данный фактор привлекает разные организации и компании, участвующие в экономике, заниматься производством товара, на который имеется спрос. Таким образом осуществляется перетекание денежных потоков и людского ресурса из одних направлений в какую-то одну конкретную сферу деятельности.

Также работает и в обратную сторону, если снижается спрос и происходит упадок цены на услуги какой-либо сферы деятельности приводит к тому, что уходят старые организации, а на приход новых есть ограничения в этой сфере. Что приводит к сокращенному использованию ресурсов.

  • Центральное планирование – ресурсы распределяются однородно и централизованно.

Проявление аллокации в таком случае заключается в том факте, что появляются специализированные организации, предназначением которых является выявление того, какие товары необходимо производить, какие ресурсы нужно потратить для их производства, и кто будет главным потребителем этой продукции.

Аллокация в банке

В банковской сфере аллокации это распределение доходов и аллокация расходов по продуктам этой системы. В то же время, рассортировываются только те статьи, которые нельзя отнести к определенному продукту. Аллокации в банковской сфере нужны для:

  • Установки доходов или расходов капитала по определенному продукту.
  • Для контролирования сторонних расходов. 

Аллокация при инвестировании

Инвесторы аллоцируются во время отправки заявки на IPO. Проанализируем, как это работает, зачем нужно аллоцировать объем, и каким образом это влияет на доходность.

Что такое IPO и выгоды для компании

Если простым языком, то IPO это первоначальное распределение активов на рынке ценных бумаг, организация становится публичной, и инвесторы могут купить акции этой компании.

Но невзирая на то что это первое появление на рынке, организация не обязательно является новичком в сфере торговли, она могла работать долгое время  до того как решила выйти на биржу и стать публичной.

Есть несколько факторов которые могут сподвигнуть на такой шаг

  • Компании необходимы дополнительные финансовые вливания для своего расширения.
  • Если компания стала публичной, то это делает ее более популярной и узнаваемой среди людей, которые являются потенциальными клиентами организации. Соответственно, повышается количество продаж и растут доходы.
  • Это может делаться для того чтобы предотвратить ситуацию, когда весь пакет контрольный акций находится в руках у одного или нескольких управленцев.
  • Приобретение компанией публичного статуса налагает определенные обязательства по показу отчетных документов, они должны находиться в открытом доступе и у любого человека должна быть возможность ознакомиться с ними.

Не стоит забывать, что статус публичности не только дает определенные преимущества, но и накладывает на компанию ряд обязательств перед держателями акций. Выход в публичное поле это один из самых важных этапов в жизненном цикле той или иной компании. Случались прецеденты, когда этот процесс мог затягиваться на несколько лет.

Какая выгода в участии в IPO для инвестора

Процесс выхода компании в публичное поле может принести инвестору сверхдоходность, это значит, что он может увеличить свой капитал в сотни процентов. IPO, Выходы в публичное поле, при которых у инвесторов появляется шанс на увеличение капитала в сотни раз, называют результативными.

Но, несмотря на выше написанное, не все так гладко как кажется поначалу. Компания может выйти в публичное поле таким образом, что может стать убыточной для инвесторов. В лучшем случае они просто не будут ничего зарабатывать, в худшем – терять значительные проценты от капитала.

Невзирая на достаточно высокий риск участия в выходе компании в публичное поле, шансы на сверхдоходность все-таки остаются, и поэтому число инвесторов, которые хотят участвовать в IPO не уменьшается, а даже наоборот.

Аллокация при IPO

Аллокация в IPO возникает потому, что появляется слишком большое количество инвесторов, которые хотят получить сверхдоходность, а акций на всех не хватает. Поэтому в таком случае управляющий вынужден урезать количество заявок, тогда все инвесторы могут получить свою долю.

Рассмотрим, что такое аллокация в ipo наглядно. Например, организация захотела выпустить акций на общую сумму в 20 миллионов долларов. Инвесторов, которые хотят купить эти акции собралось на 100 миллионов долларов. В таком случае только одна пятая от общего числа всех заявок может быть принята. Инвесторам, которым не достались акции, деньги возвращаются обратно на счет.

Еще один пример. Инвестор решил принять участие в первичном размещении на сумму 50 тысяч долларов. Кроме него на акции этой организации претендует огромное количество инвесторов. В итоге управляющий не в состоянии приобрести акции для инвестора на полную сумму, только на 5 процентов, то есть на 2.5 тысячи долларов. Вот эти 5 процентов и есть аллокация в IPO.

Пример другого рода. На ту же сумму в 50 тысяч долларов инвестор решается вложиться в организацию, которая обладает большой популярностью среди других инвесторов. Покупателей на ценные бумаги оказывается недостаточно, поэтому в таком случае управляющий оплатит аллокацию инвестору (позволит аллоцировать) в размере 80 процентов и тот приобретет активов на 40 тысяч долларов.

В обоих вышеописанных случаях инвестор может как увеличить свой капитал, так и потерять его часть. Но при этом риск потери капитала выше, чем возможный шанс увеличения капитала. Поэтому необходимо очень внимательно выбирать организацию для участия в первичном выдвижении. Тем, кто не обладает опытом в торговле на рынке ценных бумаг, точно не стоит лезть в такую сложную и рисковую операции как IPO. По мнению профессионалов и мировых признанных экспертов в сфере торговли ценных бумаг, рекомендуется выделять на участие в такой процедуре малую часть своего капитала, желательно ограничиться цифрами в пять-десять процентов, если вообще есть желание принимать участие в подобных мероприятиях.

Управляющие могут давать инвесторам разные проценты аллокации. Это зависит от нескольких факторов, например, от того насколько активен инвестор, каковы объемы его капитала. Один из самых популярных и крупных управляющих который может предоставить инвестору доступ в участии в первичном размещении это «Фридом Финанс», процент удовлетворения заявки этого брокера состоит из 2 элементов:

  • Базовая часть – она устанавливается в индивидуальном порядке для каждого первичного вхождения.
  • Бонусная часть – этот элемент зависит от того насколько активен инвестор, каков состав его инвестиционного портфеля и прочее.

Также этот управляющий разработал систему по повышению объема аллокаций, для этого нужно чтобы выполнялись следующие условия:

  • Инвестиционный портфель должен быть диверсифицирован  настолько, насколько это возможно, должны иметься акции как отечественных, так и зарубежных компаний, обязательно должны присутствовать облигации, биржевые фонды и другие подобные инструменты.
  • Инвестор должен принимать участие абсолютно во всех IPO, которые предлагает брокер.
  • Инвестор должен вести активную торговлю на бирже, то есть должны регулярно проводиться торговые операции, должна быть задействована маржинальная торговля, должна быть произведена покупка различных финансовых инструментов.
  • При этом, конечно, нужно пользоваться услугами «Фридом Финанс» и иметь счета в банке этого брокера, должны быть приобретены услуги по страхованию капитала, а также необходимо владеть акциями компании Freedom Holding Corp. по крайней мере в течение 3 месяцев.

Также этот управляющий предоставляет  приблизительный расчет аллокации для 2 отдельных инвесторов. Один из которых является активным, а второй нет. Первый инвестор получит 15 процентов, а второй всего 4 с половиной процента. Принципы подсчета у разных управляющих могут отличаться, но принцип примерно один и тот же.

Подводный камень для инвестора

Основной нюанс использования такой операции как аллокация, это тот факт, что процент удовлетворения заявки может оказать очень серьезное влияние на итоговый доход клиента.

Пример. Если инвестор участвует в двух различных IPO на сумму 5 тысяч долларов, то на одну заявку он отправляет 2.5 тысячи долларов и ровно столько же на вторую. Первая компания оказалась популярной среди клиентов и поэтому управляющий оплатит только 15 процентов заявки, то есть 375 долларов, а вторая компания вообще не пользуется популярностью, поэтому управляющий дает 70 процентов, то есть 1750 долларов.

Через некоторое время обе компании после выхода на рынок дают больше 100 процентов доходности, то есть вложения инвестора увеличиваются до 787.5 долларов. Второе IPO оказалось убыточным, инвестор вложил 1750 долларов и получил минус 525 долларов. В итоге 2 сделок у инвестора минус 112.5 долларов. Участие в целом оказалось убыточным, т.к. у второго IPO в конечном счете процент одобрения получился больше.

Заключение

Эта операция является всего лишь распределением капитала, но, несмотря на это, все кажется просто только на первый взгляд. Лучше не лезть в экономические дебри и оставить экономическую часть для управляющего, в том случае имеется желание принять участие в IPO.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: